13:54

Тяжело хожу и громко говорю.

Когда я читаю книгу, то невольно задерживаю взгляд на абзацах(хорошо ли поделены?), катаю на языке слова и обороты. Можно даже сказать, что форма берет берет у меня верх над содержанием.

Идейная наполненность тоже важна, но для этого надо приостанавливать чтение и укладывать в голове прочитанное. В восприятии содержания больше рационального, тогда как в восприятии формы правит бал иррациональное. Поэтому иногда хорошее по содержанию произведение не может быть мною оценено полностью, если форма не соответствует - психика не хочет это воспринимать. Но и главенство формы не так уж и радует - тогда получается какой-то имажинизм, "кривлянье ради кривлянья".

С другой стороны, если дурное (никуда не годится в моей системе координат) произведение написано так, что читая, мысленно замираешь от восторга и восклицая: "Как?! Как он это так написал?" - это несоответствие переносится гораздо легче.

Но самое замечательное, когда форма передает содержание и соответствует ему. Можеть быть, поэтому меня так вштыривают эпосы? Мало где я еще встречала, чтобы ритмический строй, лексика и прочие тропы ;) так хорошо гармонировали с тем, о чем идет рассказ.

 

А что для вас важнее - форма или содержание?



@темы: измышления

Комментарии
05.04.2011 в 14:11

...Гады мы? Конечно, гады! Для чего нам это надо? А ни для чего! // Вольный слушатель факультета ненужных вещей
Berki Содержание. написано ни о чем - ну, покатаю на языке созвучия, но - игра в бисер не по мне. Даже наоборот, игры с формой вообще не очень ценю. Может, просто не понимаю. ну и висит где-то в сознании - пошли баловаться с формой, значит, у содержания кризис жанра. Если же "вечный сюжет" уложен в новую форму - тоже отношение двойственное. Смотря как уложен.
05.04.2011 в 15:02

Но свершится ли замысел - нам ли не быть в печали? Неужели не нами дописан конец главы? Потому что любившие Гамлетов - прокляты изначально, потому что любимые ими - безумны или мертвы. (с)
С другой стороны, если дурное (никуда не годится в моей системе координат) произведение написано так, что читая, мысленно замираешь от восторга и восклицая: "Как?! Как он это так написал?" - это несоответствие переносится гораздо легче.
Где ты такое видела? Хоть пару примеров приведи? Потому что я-то уверена, что так не бывает.

Для меня важнее всего - внутренняя энергия текста. Есть тексты, настолько насыщенные внутренней энергией, что они впечатляют меня непередаваемо, хотя ни форма, ни содержание отдельно меня бы не впечатлили. Из примеров, которые первым делом приходят в голову, - Достоевский. Рассматривая отдельно его сюжеты, я понимаю, что они меня не вставляют. Рассматривая отдельно форму - понимаю, что это не тот язык, который мог бы меня заворожить. Но тем не менее, я совершенно уверена, что, хотя эпилепсия не заразна, он нашёл какой-то способ заражать ей через свои тексты. Или, может, выявлять какую-то потенциальную эпилепсию в читателе. И вот именно эта эпилептическая дрожь, эта пульсация, эта болезнь...короче, внутренняя энергия текста - в его случае настолько сильна, что уже не важны ни форма, ни содержание.
05.04.2011 в 15:21

Тяжело хожу и громко говорю.
Где ты такое видела? Хоть пару примеров приведи?
Учебник по алгебре за авторством Мордковича)) Ну не люблю я алгебру, но учебник написан так, что можно читать не без удовольствия) А еще более левый пример - "Война и мир". Толстовские понятия о нравственности, морали и всем таком мне совсем не близки, но вот "смесь французского с нижегородским" забавляет, характеры прописаны очень хорошо (не в ту степь, но все же), поэтому читать можно:)

Но про внутреннюю энергию ты сказала очень правильно. Пожалуй, это действительно самое важное. )
05.04.2011 в 15:32

Но свершится ли замысел - нам ли не быть в печали? Неужели не нами дописан конец главы? Потому что любившие Гамлетов - прокляты изначально, потому что любимые ими - безумны или мертвы. (с)
Учебник по алгебре за авторством Мордковича))
:lol: Вопрос снят)

характеры прописаны очень хорошо (не в ту степь, но все же)
Вот я об этом тоже хотела спросить. Что относить к форме, что к содержанию? По мне, так характеры - очень даже содержание. Я к форме вообще отношу исключительно язык и композицию. Но и тут, знаешь ли, тоже не всё так очевидно. Вот что делать, например, с метафорами? Ззатрудняюсь.
05.04.2011 в 15:53

Тяжело хожу и громко говорю.
Инпу Характеры да, поэтому я и пометила, что ухожу не в ту степь:) А метафоры, мне кажется, ближе к форме - не знаю, почему, но интуитивно мне кажется, что это так.